ФЭНДОМ

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо — компьютерная игра в жанре FPS (First Person Shooter), приквел игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, разработанный компанией GSC Game World. Выход состоялся 22 августа 2008.

Сюжет

Предисловие

В 2011 году группа сталкеров подобралась очень близко к центру Зоны. В результате случился сильнейший Выброс, который полностью изменил Зону. Там, где ранее были безопасные территории, появлялись аномалии, в результате чего целые отряды сталкеров оказывались запертыми среди них и погибали. Вместе с тем, от аномалий освобождаются территории, о которых ранее ничего не было известно. В результате, разгорается вражда между группировками за новые территории, поля артефактов и сферы влияния. Начинается война группировок. Однако, Зона остаётся такой же нестабильной, её часто сотрясают выбросы. Эти и последующие события описывает данная игра.

Главным героем является наёмник по прозвищу Шрам. Он вёл по Болотам группу учёных, когда произошёл Большой Выброс. Все члены группы погибли, однако наёмник выжил. Он был найден на данной локации сталкерами группировки «Чистое небо» — секретной группировки, которая изучала Зону и причины её появления. Сталкеры доставили Шрама на базу группировки, где он пришёл в себя.

Группировка «Чистое Небо»

Поговорив с Лебедевым, лидером группировки «Чистое небо», а также с барменом, и узнав, что случилось, он по приказу Лебедева отправился к форпосту «Чистого неба», находящемуся среди болот, чтобы помочь им отбиться от мутантов. Там он вновь попал под выброс. Когда Шрам пришёл в сознание, он находился на базе «Чистого неба». От Лебедева он получил информацию, что вновь выжил после выброса. Шрам ознакомился с суждением Лебедева и профессора Каланчи о том, что он получил необычные способности. Как говорил Лебедев, функции организма Шрама словно что-то подстёгивает, показатели приборов зашкаливают. Однако после каждого выброса нервная система наёмника ослабевает, что в конце концов может привести к смерти. Лебедев поведал Шраму о целях своей группировки — узнать причину столь частых выбросов и прекратить их. Лебедев выдвигает версию, что возможная причина этих выбросов в том, что кто-то пробрался через «Выжигатель мозгов», туда, где никто не был за время существования Зоны. Частые выбросы могли расшатать Зону, после чего могла случиться катастрофа. Основная цель «Чистого неба» — предотвратить эту катастрофу.

Шрам согласился помочь «Чистому небу». Лебедев рассказал ему, что на днях у Сидоровича торговца на локации Кордон, какой-то сталкер интересовался странными деталями. Наёмник, расчистив путь через Болота от Ренегатов отправляется на Кордон.

Погоня за Клыком

Когда Шрам прибыл к Сидоровичу, наёмнику пришлось помочь торговцу в возврате кейса с хабаром, который был срочно нужен Сидоровичу. После того, как Шрам выполнил это задание, Сидорович рассказал наёмнику о том, что у него был сталкер по кличке Клык. Он купил у Сидоровича ламповый усилитель. Поскольку другой техники, которую искал Клык, у Сидоровича не оказалось, торговец отправил Клыка к диггерам на Свалку. Узнав это, Шрам отправился на Свалку.

На Свалке по метке Клыка Шрам натолкнулся на труп диггера. По аудиозаписи в КПК Шрам узнал, что за Клыком на восток отправился диггер-посланник. Шрам нашёл посланника, когда того загнала в угол стая слепых псов. Оказав помощь диггеру в убийстве стаи псов (или убив диггера), наёмник узнал, что Клык ушёл в Тёмную долину.

В Тёмной долине из-за частых нападений на базу группировки «Свобода» был объявлен усиленный режим. На блокпосте Шраму подсказали, что он может получить информацию про Клыка на базе группировки. Когда наёмник прибыл на базу, его позвал к себе комендант по фамилии Щукин. Он осведомил Шрама, что с командиром группировки разговора быть не может, пока база на карантине. Однако, комендант пообещал устроить этот разговор, если наёмник выполнит задание. После того, как наёмник уничтожил пси-собаку в окрестностях локации, комендант отправил его на один из блокпостов. Придя туда, Шрам увидел, что все сталкеры мертвы. По записи в КПК одного из сталкеров все поняли, что комендант передавал врагам всю информацию о передвижениях «свободовцев». Шрам принёс КПК Чехову, командиру «свободовцев». Наёмник узнал, что Клык был у Чехова и также искал какую-то техническую деталь. Однако остальную информацию Чехов открыл лишь после того, как Шрам нашёл Щукина, принёс его КПК Чехову, а тот понял, что комендант передавал сведения о «Свободе» наёмникам, которые выполняли чей-то контракт. Чехов рассказал Шраму о том, что продал Клыку деталь, которую тот искал, и заинтересовался, зачем Клыку эта деталь. Техник группировки сохранил частоту КПК Клыка, и по ней Шрам узнал, что Клык отправился на Свалку.

Цель Стрелка

На Свалке по КПК Клыка Шрам попал в подвал. Там его оглушили бандиты, забрали всё снаряжение, деньги и сбежали. Очнувшись, Шрам нашёл КПК Клыка в подвале, и по нему всё стало ясно — Лебедев был прав насчёт того, что кто-то пробрался через «Выжигатель». В КПК была запись о том, что группа, в которой был Клык, догадалась, что об их походе к центру Зоны узнали. Как говорилось в записи, подробный план их дальнейших действий находился в тайнике, координаты которого присутствовали в КПК. Тайник находился в подземельях НИИ «Агропром». Уничтожив бандитов, которые забрали его вещи, и вернув их себе, Шрам направился на «Агропром».

После того, как Шрам узнал у Крылова один из входов в подземелья, Шрам согласился помочь Крылову затопить часть подземелий «Агропрома», так как только через них он мог попасть к тайнику Стрелка.

В подземельях Шрам нашёл этот тайник. Из аудиозаписи КПК в тайнике Шрам узнал, что к центру Зоны пробрались сталкеры Стрелок, Клык и Призрак. Они готовят второй поход к центру Зоны, что, по словам Лебедева, приведёт ко второму Сверхвыбросу, гораздо более сильному, чем первый. Стрелок направился на Янтарь к Сахарову за устройством, которое сохранит разум членов группы в целости и сохранности.

На Янтаре Сахаров рассказал Шраму о том, что Стрелок заключил с учёными сделку — якобы хотел помочь в испытании блокиратора пси-излучения. Учёные дали ему экспериментальный прототип, и Стрелок отправился на заводскую территорию Янтаря. Однако он оттуда не вернулся, и сигнал, получаемый учёными от блокиратора, был потерян. Сахаров, узнав намерения Шрама догнать Стрелка, рассказал ему, что есть возможность стабилизировать уровень пси-излучения настолько, чтобы можно было находиться на территории комплекса. Шрам узнал, что недавно группа сталкеров нашла на заводской территории какую-то техническую документацию, но вернуться не смогли поскольку были убиты псевдособаками. Шрам отправился за документами и принёс их Сахарову. По ним Сахаров окончательно понял, что стабилизировать уровень пси-излучения возможно.

Погоня за Стрелком

По указанию Сахарова Шрам отправился к отряду сталкеров под руководством Левши. Цель отряда — перезапуск системы охлаждения, по вине которой пси-излучение нестабильно. Отряду удаётся совершить перезапуск системы. Сахаров передаёт Шраму сообщение, что Стрелок находится совсем близко к наёмнику. Шрам в погоне за Стрелком попадает в Рыжий лес.

Там Шрама встречает засада. За время перестрелки Стрелок убегает в тоннель, который подрывает за собой. Со Шрамом связывается Лебедев и упоминает, что единственная возможность теперь догнать Стрелка — пройти в Лиманск. Однако путь в Лиманск проходит через реку, мост через которую контролируется на противоположном берегу ренегатами. Лебедев даёт поручение Шраму отправиться к сталкеру по имени Лесник, который может знать способ пройти в Лиманск.

Лесник рассказал Шраму, что иногда к нему на КПК поступают просьбы сталкеров о помощи из Лиманска. Но сигнал слишком слабый. Лесник советует Шраму выйти на Военные склады, где сигнал должен быть лучше. На Военных складах Шрам принимает сообщение наёмников, угодивших в аномалию, из которой не могут выбраться. Возвратившись к Леснику и предоставив ему координаты наёмников, Шрам узнал подробнее об этой аномалии под названием Пузырь. Лесник рассказал, как сам однажды в неё попал, однако там же нашёл артефакт, который вывел его из этой аномалии. После небольшого задания для Шрама Лесник пообещал, что подумает над тем, как вывести наёмников из аномалии, и предложил Шраму отправиться на Военные склады, где есть радиопередатчик, с помощью которого наёмникам можно будет ответить. Шрам захватил передатчик, и при помощи инструкций Лесника отряд наёмников успешно выбрался из аномалии и стал продвигаться к мосту, захваченному ренегатами.

Когда Шрам прибыл к мосту, отряд «Чистого неба» уже находился там. Наёмники, тоже прибывшие к мосту, на противоположном берегу пытались опустить мост. В итоге мост был опущен, и отряд ренегатов побеждён.

Передовая группа Чистого неба вместе со Шрамом отправилась через Лиманск. Затем, преодолевая препятствия и заслоны группировки «Монолит» и военных, сталкерам удалось пробраться через Лиманск. На пути к центру Зоны пролегал заброшенный госпиталь, где сталкеров встретили монолитовцы. Также Шраму пришлось ликвидировать вертолёт военных. Таким образом, наёмник попадает на ЧАЭС, где встречается с Лебедевым.

Окончание

Петренко передаёт Лебедеву частоту Стрелка, который находится уже совсем рядом, и тот подтверждает её. Однако вокруг Стрелка защитное поле, излучаемое устройством, которое выдал ему Сахаров. Шраму дают электромагнитную пушку, чтобы он разбил защитное поле Стрелка, ибо тогда Стрелок не сможет выдержать излучение и погибнет. Наёмник успешно справляется с этим.

Однако все приборы сталкеров начинают зашкаливать и тут случается выброс. Далее все сталкеры, в том числе Стрелок и Шрам, показаны безвольно лежащими в помещении перед мониторами, зомбирующими сталкеров.

Локации

Существующие

Болота
Здесь начинается действие игры. Самая большая из локаций. После сильнейшего выброса Зона открыла пути на Болота — легендарную территорию и родной дом группировки «Чистое Небо». Вместе с этим, грязевые топи являют собой аккумулятор радиации, аномалий, мутантов и прочей аморальной нечисти в лице беспредельщиков, именуемых Ренегатами.
Кордон
На территории Кордона постоянные стычки военных и сталкеров. В заброшенной деревне лагерь новичков. Главный там Волк. Рядом в бункере живёт торговец Сидорович. У железнодорожного моста находится база сталкеров. На равнинах обитают слепые псы, стада плотей и кабаны. Порой случаются набеги бандитов со Свалки. Иногда встречаются недорогие артефакты.
Свалка
Завалена радиоактивным мусором. Территория под контролем бандитов. Огромное техническое кладбище: сюда ещё после первой аварии свезли горы радиоактивного хлама. Являясь местом пересечения многих дорог, Свалка представляет огромный интерес у большинства группировок, включая бандитов, которые организовали своё логово прямо на территории бывшего железнодорожного депо. Их попытки контролировать территорию часто приводят к вооружённым стычкам, нередко перерастающим в настоящие войны. На севере и востоке находятся владения «Свободы», на западе — «Долга», а на юге и на Барахолке — «Одиночек».
НИИ «Агропром»
Территория бывшего института. В самом институте находится база группировки «Долг». На территории фабрики сталкеры. На западе расположено маленькое озеро. На локации большое количество мутантов появившихся из подземелий Агропрома. Можно найти достаточно редкие артефакты.
Подземелье НИИ «Агропром»
Большой лабиринт под землёй. Там находится тайник Стрелка. Внутри подземелья находится лагерь бандитов (позже сталкеры группировки «Долг»). Из монстров — снорки, контролёр, тушканы и огненные полтергейсты.
Тёмная Долина
Аномалий мало. В заброшенных зданиях в Долине расположена база группировки «Свобода». На локации находятся и наёмники, выполняющие заказ на уничтожение группировки «анархистов». Мутантов почти нет.
Янтарь
По всей долине бродят зомбированные. Главная «достопримечательность» Янтаря — установка пси-излучения на территории заброшенного завода «Янтарь». Рядом находится пересохшее озеро Янтарное, на дне которого находится лаборатория учёных под охраной группы сталкеров.
Рыжий лес
Огромный лес, наполненный аномалиями и радиоактивными участками. В середине леса есть аномалия «Симбионт». Место жительства Лесника. Мутанты: пси-собаки, псевдогигант, кровососы, в большом количестве — снорки.
Военные склады
Здесь находится база военных десантников. Здесь же есть небольшая деревенька, в которой живёт много кровососов. На востоке располагается небольшое радиоактивное болотце, с одной стороны окружённое минным полем. Проход к «Выжигателю Мозгов» охраняется блокпостом Монолита. Аномалий немного, но есть возможность найти в них редкие артефакты.
Лиманск
Заброшенный город, открытый Большим Выбросом. В городе идут уличные бои между различными группировками. А воевать тут было за что — ведь это вторая дорога к Центру Зоны, причём более безопасная, чем путь через «Выжигатель Мозгов». За контроль над Лиманском сошлись несколько группировок: «Долг», «Свобода», Бандиты и Военные. Монолиту пришлось сдерживать поток всех группировок. Если расспросить Лесника о городе, он скажет, что город ещё до появления Зоны был зловещим. Его жители провозглашали советскую власть. И на всех не городских косились, построили гигантскую антенну (в реальности существует прообраз этой установки — Загоризонтная РЛС «Дуга»). Если все это осмыслить, то можно сделать вывод, что, предположительно, людей зомбировали.
Заброшенный госпиталь
Загадочная локация, не отмеченная на карте, контролируемая членами группировки «Монолит». Монстров нет. Присутствуют снайпер, пара станковых пулеметов, занятые боевиками «Монолита», мины и военный вертолет, враждебно настроенный не только к главному герою, но и членам группировки «Монолит».
ЧАЭС
Заключительная локация, где Наёмник гонится за Стрелком. Бывшая атомная станция, о которой хоть раз слышал каждый. Это самое сердце Зоны. Если верить легенде, где-то здесь находится мифический Исполнитель Желаний, способный выполнить любое желание сталкера, добравшегося до него.

Вырезанные

Подземелья Припяти
Долгое время планировались разработчиками. После прохождения локации «Госпиталь» Наёмник Шрам в составе передовой группы «Чистого неба» должен был проложить дорогу основной группе через них (в Лиманске и Госпитале глава группировки «Чистое небо» Лебедев сообщает об этом главному герою). Другой вход в них находится около Лиманского заповедника на локации «Рыжий Лес», но при приближении к нему Стрелок взрывает тоннель. Локация по ходу разработки меняла свое наполнение. Так сначала предполагалось показать новых мутантов, появившихся в результате того, что персонал, работающий в подземельях на момент второго взрыва ЧАЭС, попал под воздействие Ноосферы и превратился в различных мутантов, например, военные превратились в неких морлоков. А затем локацию подогнали под более поздний концепт «Чистого Неба», где предполагалось прохождение весьма протяженной локации с отстрелом многочисленных орд сталкеров группировки «Монолит». На причины исключения из приквела данной локации повлияли следующие моменты: сжатые сроки разработки игры, из-за чего разработчики просто-напросто не успели реализовать локацию в полной мере; локацию исключили в угоду локациям «Лиманск» и «Госпиталь», которые и так имели максимально линейный срежиссированный шутерный геймплей и на их фоне Подземелья Припяти можно было считать переизбытком такого геймплея для игрока. Данная локация сохранилась в виде наработок с главным залом, с которого был снят официальный скриншот, концепт-артами локации и обширным описанием в дизайн-документе. Впоследствии локация в переработанном виде появилась в S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти.
Генераторы
Локацию планировали внести ещё в ТЧ, но, как и многие другие, она не попала в финальную версию игры, а была переработана и перенесена на локацию ЧАЭС-2. В «Чистом небе» её хотели вернуть, но в качестве интерактивного интро на движке игры вместо CGI-ролика. По задумке имела одну большую борозду (напоминающая аномалию «Загребущие Руки» или «Коготь») с небольшим шарообразным объектом в конце. На протяжении подхода к объекту игроку в составе отряда «Дельта» предлагалось уничтожить группу снорков, прыгающих на отряд сверху. Далее, после уничтожения мутантов, следовал сверх-выброс и на этом заканчивалось вступление. Сохранились наработки с первыми локациями: Госпиталь, Подземелья Припяти (Путепровод-1 или Катакомбы-2) и Генераторы, где и можно было увидеть черновой вариант этой сцены. По неизвестным причинам разработчики в окончательной версии сценария решили остановиться на первоначальной задумке.
Мост через реку Припять
Локация, представляющая собой повреждённый железнодорожный мост через реку Припять. Данная локация была одним из кратчайших путей к НИИ «Агропром», она располагалась западнее локации НИИ «Агропромом». Известно, что на ней должны были располагаться причалы, затонувшие баржи с лагерем бандитов и разложенными досками между опорами моста над водой, по которым игрок должен был перейти на противоположный берег и войти в подземелья «Агропрома» с целью поиска тайника группы Стрелка. Локация так и не была реализована, остались концепт-арты и описание в дизайн-документе. От локации отказались на очень ранней стадии разработки игры.
Остров Картографа
Очень маленькая, сюжетная локация, на которой игрок должен был встретить Картографа, персонажа, не вошедшего в игру. Сохранилось описание, концепт-арты и наброски этой локации:
Это небольшой холм-остров, окружённый водой и густым туманом. На нём игрок увидит маленькую деревянную церковь, несколько силуэтов деревьев и небольшой деревянный мост прямо перед ним, идущий через заросли камыша. На куполе церкви установлена самодельная радиоантенна, похожая на ТВ-антенну для дециметровых волн. Картограф живёт внутри самой церкви, он удивительный человек. Он — сталкер, который «чувствует» тропинки в Зоне, и может свободно входить и выходить из «пространственных пузырей». Жилище Картографа — одно из самых странных мест в Зоне. Никто не знает пути к нему. Из его окон вы можете увидеть разные места.

После того, как из игры решили убрать данного персонажа, необходимость в этой локации отпала, а роль в сюжете перешла Леснику.

Особенности

  • Предыстория ТЧ. Новая сюжетная линия.
  • Знакомый и близкий мир постсоветского пространства.
  • Реальные объекты Чернобыльской зоны отчуждения.
  • Атмосфера мистической таинственности и постоянной опасности.
Солнечные лучи

Новая технология X-ray 1.5 — объёмные солнечные лучи

  • Улучшенный движок X-Ray 1.5, использующий технологии DirectX 10 (объёмный свет и дым, динамическое намокание поверхности и другое).
  • Возможность примкнуть к одной из существующих сталкерских группировок, влияние действий игрока на расстановку сил в Зоне.
  • Влияние поступков игрока на отношение группировок к нему.
  • Быстрое перемещение по Зоне при помощи проводников.
  • NPC могут использовать гранаты.
  • Новые виды аномалий и артефактов.
  • Новые принципы поиска и использования артефактов.
  • Развитая система апгрейдов оружия и брони.
  • Развитая инфраструктура баз группировок (наличие торговца, бармена, техника, устроителей мини-игр и другое).
  • Система погодных эффектов, динамическая смена дня и ночи.
  • Фотореалистичная графика, помогающая глубже погрузиться в атмосферу игры.
  • Реальная физика полета пули, большой арсенал реальных прототипов оружия.
  • Четыре режима сетевой игры по локальной сети и Интернет, до 32 человек в игре.

Интересные факты

  • События в S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо разворачиваются раньше, чем в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, фактически концовка ЧН является началом ТЧ.
  • Деньги в ЧН тратятся быстрее и толковее, чем в ТЧ.
  • Здоровье игрока в новой игре медленно восстанавливается, но зато кровотечение стало более грозным фактором, так как само по себе полностью не проходит (может быть остановлено только бинтом, специализированной аптечкой или соответствующим артефактом).
  • На смену статическим трекам пришла динамическая музыка. Во время нарастания напряжения во внутриигровых событиях (например, перестрелке) музыка переходит от мелодичной к напряжённой.
  • На экране появляется предупреждение о находящейся рядом гранате — враги теперь могут кидать в игрока гранаты (дальность такого броска не ограничена).
  • Полностью переработаны концепты КПК. Теперь в нём можно найти всю информацию о войне группировок, на карте отображаются места вероятного присутствия противника (в том числе и мутантов) и так далее. Также теперь в нём нет разделов «Энциклопедия», «Местный фольклор», «Ранги» и «Данные».
  • Теперь некоторые персонажи за отдельную плату могут давать наводки на тайники.
  • Теперь главный герой может улучшать оружие и броню у механиков, которые присутствуют на базе каждой группировки (за исключением тех, которые не отмечаются на КПК в разделе «Война группировок»). Следует заметить, что без апгрейдов оружие имеет такие низкие характеристики, что абсолютно не годится для боя. К тому же, апгрейды требуются даже для появления стандартных для данного оружия функций, например возможности крепления подствольника на АКМ-74/2.
  • Оружие и броню можно ремонтировать у механиков и у некоторых других персонажей (Лесник в Рыжем лесу, командиры отрядов «Чистого неба» в Лиманске и Госпитале) за определённую цену (в зависимости от степени повреждения, цены оружия и брони).
  • На всех локациях (кроме Лиманска, Госпиталя и ЧАЭС) размещены по несколько проводников — персонажей, способных за определённую плату (в зависимости от расстояния) мгновенно сопроводить игрока в определённое место. Доступность сопровождения в эти места зависит, во-первых, от того, заняты ли они враждующими для группировки, которой принадлежит проводник, субъектами, и во-вторых, от того, побывал ли раньше в этом месте главный персонаж.
  • Если на уровне сложности «Новичок» надеть по два артефакта «Пузырь» и «Светляк», то ГГ фактически становится бессмертным. Тем не менее, S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо считается самой сложной частью серии при игре на «Мастере».
  • Андрей Левицкий заявил, что в игре есть тайная комната на ЧАЭС; в ней лежит то, что никто не видел. В алтаре на вырезанной локации «Остров Картографа» было окно, через которое открывался вид на секретную комнату в ЧАЭС. Так как локация была вырезана из релиза, то и, соответственно, путь в ту комнату исчез, однако сама комната осталась в файлах игры.
  • В ЧН NPC очень живучие, чтобы убить бандита, надо всадить в него всю обойму пистолета, либо пустить пулю в голову. Однако в этой части прицеливание у пистолетов реализовано плохо, что делает прохождение даже на низком уровне сложности довольно затруднительным.
  • В 2009 году российская рэп-группа «Русские Mc'z» выпускает альбом «Чистое небо» с одноимённым треком. Трек явно был записан по мотивам серии S.T.A.L.K.E.R.. Также в треке используются цитаты и отрывки из игры.

См. также

Видео