ФЭНДОМ

Операция «Фарватер» — крупная спецоперация, предпринятая военными летом 2012 года после провала операции «Монолит», также не увенчавшаяся успехом. Расследование причин её провала является сюжетной основой игры S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти.

Ход операции и расследование Править

После неудачной операции «Монолит», военные решают провести вторую попытку захвата ЧАЭС. Чтобы отбить станцию у группировки «Монолит», требовались большие силы, которые можно было доставить только по воздуху. Десятки вертолетов с десантом на борту поднялись в воздух и взяли курс на ЧАЭС. Но операция завершилась провалом. Ни одна из машин не достигла цели, ни одна не вернулась на базу.
Полковник Ковальский

Командующий операцией

Для выяснения причин падения вертолетов и провала операции «Фарватер» в Зону направлен сотрудник СБУ, в прошлом опытный сталкер, — майор СБУ Дегтярёв. Его задача состояла в том, чтобы найти и обследовать 5 вертолётов основной группы, под кодовым названием «Скат». Майор находит и обследует все 5 вертолётов и оказывается, что они все поражены разными воздействиями. В одном из «Скатов» обнаруживается карта с тремя точками эвакуации, на случай провала. Майор посещает эти точки. На одной из них, которая находилась на Затоне, военных не наблюдалось. На второй точке, в окрестностях завода «Юпитер», Дегтярёв находит записку лейтенанта Соколова, второго пилота со «Ската-4».Его самого можно найти в бункере научной экспедиции профессоров Германа и Озёрского и взять в свой отряд при походе в путепровод «Припять-1». Чтобы добраться до третьей точки эвакуации, необходимо попасть в Припять, но пути туда никто не знает. Дегтярёву удается пройти подземными туннелями, идущими от завода «Юпитер». Он находит военных, выживших после падения вертолётов и добравшихся до Припяти. Они укрепились в здании старой прачечной. Дегтярёв помогает им захватить образец неизвестного оружия, из которого, возможно, были сбиты вертолёты, но эта гипотеза не подтверждается. После того, как майор добывает секретные документы из лаборатории X8, к военным приходит сталкер по прозвищу Стрелок. Он объясняет причину падения вертолётов: воздушные аномалии изменили расположение после Выброса, и карта военных оказалась недействительной. Стрелок советует просканировать воздушные пути сразу после надвигающегося Выброса и немедленно улетать. Военные передают об этом в штаб, к ним высылают два вертолёта. Далее происходит эвакуация военных, Дегтярёва и Стрелка из Припяти.

Группа «Скат» Править

В группе «Скат» находилось 5 вертолетов Ми-24.Экипаж каждого вертолёта состоял из десяти человек: двух пилотов и восьми десантников.

«Скат-1» Править

Экипаж вертолёта «Скат-1»
Член экипажа Ранг Оружие Экипировка Смерть
Полковник Ковальский (командир)
Полковник Ковальский
Ранг - МастерМастер Гром-С14
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М»
Капитан Клименко
Капитан Клименко gh
Ранг - ВетеранВетеран АС-96/2 + Прицел ПСО-1
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М» Застрелен
Лейтенант Роговец
Лейтенант Роговец
Ранг - ВетеранВетеран АС-96/2
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М»
Лейтенант Сергеев
Лейтенант Сергеев gh
Ранг - ВетеранВетеран АКМ-74/2 + ГП-25 «Костёр»
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М» Пулевое ранение
Сержант Валюшок
Сержант Валюшок gh
Ранг - ОпытныйОпытный СА «ЛАВИНА»
Фора-12
Бронекостюм «Булат»
Шлем «Сфера М12»
Пулевое ранение
Сержант Островский
Сержант Островский gh
Ранг - ОпытныйОпытный Винтарь-ВС
Фора-12
Бронекостюм «Булат»
Шлем «Сфера М12»
Пулевое ранение
Сержант Шлячин
Сержант Шлячин
Ранг - ОпытныйОпытный АКМ-74/2
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М» Подрыв на мине
Сержант Ярмошук
Сержант Ярмошук gh
Ранг - ОпытныйОпытный АКМ-74/2
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М»
Тактический шлем
Самоподрыв на гранате
Скат-1

«Скат-1»

Это был ведущий вертолёт группы и всей операции. На нем находился полковник Ковальский. У вертолёта загорелся двигатель, но пилоты смогли посадить его на старую вертолётную площадку, недалеко от завода «Юпитер». Сами они погибли при касании. Там же экипаж потерял еще одного бойца ― сержанта Шлячина, который подорвался на мине. Остальные встретили Проводника ― Легенду Зоны. Тот предложил пойти в Припять. Это соответствовало планам, и военные согласились. Дегтярёв находит на «Скате-1» чёрный ящик.

«Скат-2» Править

Экипаж вертолёта «Скат-2»
Капитан Фуртес (командир)
Капитан Фуртес
Ранг - ВетеранВетеран АКМ-74/2У
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М» Убит полтергейстом
Ст. сержант Швейко
Старший сержант Швейко
Ранг - ОпытныйОпытный АКМ-74/2
ПМм
Сержант Газда
Сержант Газда
Ранг - ОпытныйОпытный АКМ-74/2
Фора-12
Скат-2

«Скат-2»

«Скат-2» ещё в воздухе получил мощный разряд аномалии. Пилоты погибли, вертолёт остался без управления, и упал на бывшую электростанцию, именуемую сталкерами «Железный лес», при падении своротив одну из опор линий электропередач. Трое военных из десанта выжили не иначе как чудом, но их сразу же атаковал и убил полтергейст. Майор обнаружил на борту «Ската» карту безопасного пути между Затоном и окрестностями «Юпитера», которую отдал Лоцману.

«Скат-3» Править

Экипаж вертолёта «Скат-3»
Капитан Тарасов (командир)
Капитан Тарасов
Ранг - ВетеранВетеран СА «ЛАВИНА»
с прицелом ПСО-1
ПБ-1с
Бронекостюм «Берилл-5М»
Ст. лейтенант Смоляк
Старший лейтенант Смоляк
Ранг - ВетеранВетеран АКМ-74/2
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М» Убит снорками
Лейтенант Подорожный
Лейтенант Подорожный
Ранг - ВетеранВетеран АС-96/2
ПБ-1с
Бронекостюм «Берилл-5М»
Тактический шлем
Лейтенант Драпей
Лейтенант Драпей
Ранг - ВетеранВетеран АКМ-74/2
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М»
Тактический шлем
Убит снорками
Лейтенант Кириллов
Лейтенант Кириллов
Ранг - ВетеранВетеран Гром-С14
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М»
Прапорщик Валентир
Прапорщик Валентир
Ранг - ВетеранВетеран АС-96/2
ПБ-1с
Бронекостюм «Берилл-5М»
Тактический шлем
Прапорщик Умеров
Прапорщик Умеров
Ранг - ОпытныйОпытный АКМ-74/2
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М» Убит снорками
Ст. сержант Морозов
Старший сержант Морозов
Ранг - ОпытныйОпытный СВУмк-2
ПБ-1с
Бронекостюм «Берилл-5М» Убит Проповедником
Скат-3

«Скат-3»

У «Ската-3» отказали оба двигателя, и его пришлось посадить на возвышенность на юге Затона. О судьбе пилотов история умалчивает, по-видимому, они погибли при касании. На этом вертолёте летел отряд капитана Тарасова. После посадки военных атаковали снорки. Трое погибли. После завязался короткий бой с наёмниками, который закончился без потерь с обеих сторон. Выжившие объединились с экипажем «Ската-5» у старой баржи Ноя. Тот вёл себя неадекватно, военные хотели его арестовать, а Ной заявил, что сам их арестует. В конце концов он привёл солдат в Припять. На этом вертолёте Дегтярёв находит карту местности с точками эвакуации на локациях.

«Скат-4» Править

Скат-4

«Скат-4»

Вертолёт был поврежден раньше всех. Пилоты пытались посадить его на крышу завода «Юпитер», но она провалилась, и вертолёт рухнул вниз, в цеха. Из всего экипажа выжил только второй пилот — лейтенант Соколов. Он отправился на точку эвакуации Б205. Дегтярёв, осмотрев вертолёт, увидел: вся электроника сгорела, но защита от выбросов цела.

«Скат-5» Править

Экипаж вертолёта «Скат-5»
Майор Неборский (командир)
NO DATA
Ранг - ВетеранВетеран Убит кровососом
Лейтенант Скеля
Лейтенант Скеля
Ранг - ВетеранВетеран АС-96/2
ПБ-1с
Бронекостюм «Булат» Может погибнуть при зачистке магазина, либо в результате пси-воздействия — возможно, самоубийство
Лейтенант Стеценко
Лейтенант Стеценко
Ранг - ВетеранВетеран АКМ-74/2У
Фора-12
Бронекостюм «Берилл-5М» Самоубийство
Ст. сержант Батяй
NO DATA
Ранг - ОпытныйОпытный (возможно) СВДм-2 Убит в боях за Прачечную
Сержант Меркулов
Сержант Меркулов gh
Ранг - ОпытныйОпытный СА «Лавина»
Фора-12
Бронекостюм «Булат»
Шлем «Сфера М12»
Погиб в результате пси-воздействия; возможно, самоубийство
Скат-5

«Скат-5»

У этого вертолёта полностью сгорела электроника, и он упал в топь на Затоне. Посадка была мягкой, однако выжили всего пятеро. Пока бойцы доставали из «Ската» амуницию, с ними связался отряд «Ската-3». Военные направились к ним, но у ВНЗ «Круг» на них напал кровосос. Погиб командир отряда, майор Неборский. По дороге в Припять пострадал лейтенант Стеценко ― аномалией ему оторвало два пальца на ноге. В битве за прачечную был потерян боец — старший сержант Батяй, снайпер. Майор Дегтярёв, обследуя место падения вертолёта, обнаруживает ПБ-1с, который не забрал отряд. Около вертолёта есть очаги радиации.

Точки эвакуации Править

На случай провала операции было назначено три точки эвакуации. Выжившие военные планировали проследовать к одной из них. Там их должны были подобрать вертолёты.

Точка Б2 Править

Точка эвакуации на Затоне. Является старым, осевшим на дно, сухогрузом «Скадовск». При составлении плана операции скорее всего не учитывалось, что там расположен крупный лагерь сталкеров. На эту точку никто не попал.

Точка Б205 Править

Точка эвакуации на окрестностях завода «Юпитер». Находится в заброшенном ЗРК «Волхов». При составлении плана опять же не учли, что там полно зомбированных. На эту точку пришел лейтенант Соколов.

Точка Б28 Править

Точка эвакуации в Припяти. Находится у кинотеатра «Прометей». При составлении плана, вновь не учли что туда невероятно трудно попасть, да еще и там база Монолита, но военные попали именно на эту точку. Эта точка была утверждена как место сбора и последующей эвакуации. Военные закрепились на другой точке, но именно сюда прилетели вертолёты эвакуации.

Список бойцов группы «Скат», принимавших участие в операцииПравить

В состав группы «Скат» входило 50 человек. Игроку известны имена ровно половины из них: двое погибших десантника упоминаются как закадровые персонажи, 23 человека появляются в игре в мёртвом или живом состоянии. Семь человек Дегтярёв находит в Зоне погибшими, с 16 знакомится лично. Из них девять военных погибают в Припяти по сюжету игры, до эвакуации из Припяти могут дожить не более семи и не менее трёх человек.

«Скат-1» «Скат-2» «Скат-3» «Скат-4» «Скат-5»
1 (пилот) (пилот) (пилот) (пилот) (пилот)
2 (пилот) (пилот) (пилот) Лейтенант Соколов (пилот)
3 **Полковник Ковальский Капитан ФуртесКапитан Тарасов ? *Майор Неборский
4 Капитан Клименко †  Ст. сержант ШвейкоСт. лейтенант Смоляк? Лейтенант Скеля
5 **Лейтенант Роговец Сержант Газда †  Лейтенант Подорожный ? Лейтенант Стеценко
6 Лейтенант Сергеев? Лейтенант Драпей ? *

Ст. сержант Батяй

7 Сержант Валюшок? **Лейтенант Кириллов ? Сержант Меркулов
8 Сержант Островский? Прапорщик Валентир ? ?
9 Сержант Шлячин

? Прапорщик Умеров? ?
10 Сержант Ярмошук †  ? Ст. сержант Морозов? ?

(пилот) пилоты упавших вертолётов, из которых выжил только лейтенант Соколов, 2-й пилот вертолёта Скат-4

? — члены экипажа, погибшие в авиакатастрофе, их имена в игре не звучат.

† — военные, умирающие по сюжету игры до эвакуации.

* — бойцы, упоминающиеся как закадровые персонажи.

** — военные, которые обязательно доживут до эвакуации.

Сержант Шлячин — курсивом выделены военные, выжившие при падении вертолётов, но погибшие в Зоне, не добравшись до лагеря в Припяти.

Капитан Клименко обычным шрифтом обозначены военные, добравшиеся до Припяти и закрепившиеся в прачечной, но не дожившие до эвакуации (из НПС таких большинство).

Полковник Ковальский полужирным шрифтом выделены семеро участников операции, которые могут живыми эвакуироваться из Зоны.

  • Внимание: информация не подтверждена официально и является обоснованными и доказываемыми выводами участника вики.

Примечания  Править

  • Можно сказать, что группа «Скат-2» сразу же погибла в полном составе: троих выживших прямо у вертолёта убил полтергейст.
  • Группе «Скат-5» также не суждено было покинуть Зону - выжившие после крушения погибают по мере прохождения игры по сюжету.
  • Обстоятельства гибели пилотов «Скат-3» остаются неясными. По-видимому, тоже погибли при касании, как и пилоты «Скат-1», но ни Ковальский, ни Тарасов об этом не говорят.
  • Полковник Ковальский, лейтенанты Кириллов и Роговец доживают до эвакуации из Припяти при любых обстоятельствах.
  • Трупы майора Неборского и старшего сержанта Батяя не могут быть найдены, о них только упоминается.

Интересные факты Править

  • В самом фундаменте сюжета игры заложена существенная неточность: отправляясь в Зону, военные пользовались «заранее составленной картой аномалий» (об этом говорится во вступительном ролике), а значит, в действующей армии Украины понятия не имели о том, что расположение аномалий в воздухе после выброса меняется. Хотя в составе СБУ много опытных сталкеров (Дегтярёв — один из них), а кроме того, существуют приборы, фиксирующие расположение аномалий в воздухе.
    • Единственное логическое объяснение косвенно вытекает из слов Стрелка: организаторы «Фарватера» забыли, что Выброс меняет расположение аномалий и не просканировали пространство перед отлётом.
  • Операция названа «Фарватер» потому, что вертолёты должны были лететь над Затоном ― старым фарватером реки Припять.
  • На этапе эвакуации операцией командовал Дегтярёв.
  • Довольно странно, что большинство бойцов снабдили «Обоканами» и АКМ-74/2, в то время как в предыдущей операции все группы были снабжены автоматами СА «ЛАВИНА», а также их прикрывали БТРы.

ЛитератураПравить

  • В книге «Монохром» Сергея Палия описывается операция «Фарватер», где говорилось про выживших бойцов отряда одного из вертолетов, но скорее всего, это не та операция.
  • В книге «Враг "Монолита"» Евгения Прошкина описывается ход операции «Фарватер» со стороны «Монолита» и наёмников, а цель операции — разведка перед массированной бомбардировкой Зоны с воздуха.
    • В этой же книге Дегтярёв является отрицательным персонажем. Оставшийся в Зоне после эвакуации, он должен был отправить в СБУ актуальную карту аномалий и вызвать воздушный удар.